И.В. Антонов, А.К. Москвитин
Информация и всё, всё, всё…
Содержание
Предисловие, в котором излагается история написания статьи
Глава 1, в которой выясняется, чем обусловлена способность к обработке информации
Глава 2, в которой взаимоотношения эволюции и разума рассматриваются с точки зрения теории систем
Некоторые общие сведения о теории систем и системотехнике
Возможна ли эволюция систем без участия разума?
Синергетика против теории эволюции
Глава 3, в которой рассматривается вопрос о физической природе "эволюционной силы"
Глава 4, в которой говорится о плодах деятельности разума
в котором излагается история написания статьи
Начиная работу над данной статьей, я имел целью развить некоторые вопросы, затронутые в работе "Об информации" а также высказать свое мнение о природе Мирового Разума, обоснование существования которого приведено в статье "Размышления о Всевышнем", в основе которой лежит лекция У. Хэтчера. Ссылка на эту статью приведена ниже.
Наблюдая за ходом дискуссии в Избе-Дебатне http://www.websib.ru/cgi-bin/atheism/msgbook/tema.pl?t=m846 я обнаружил, что наши с И. Антоновым взгляды очень во многом, если не во всем, совпадают и что изложение его понимания движущей силы эволюции будет в данной статье весьма уместно. С соответствующей просьбой я обратился к И. Антонову и получил его согласие.
Таким образом, данная статья представляет из себя изложение взглядов И. Антонова и моих плюс ссылку на позицию У. Хэтчера. Объединение этих "трех источников, трех составных частей" получилось достаточно логичным. У. Хэтчер и И. Антонов каждый со своей точки зрения обосновывают существование Мирового Разума, мною сделана попытка разобраться в его природе.
Все три составляющие являются самостоятельными и каждый из авторов несет ответственность за написанное лично им. Мне принадлежат главы первая, третья и четвертая, И. Антонову - вторая, а также отдельно оговоренные места в первой главе.
А. Москвитин.
в которой выясняется, чем обусловлена способность к обработке информации
Далее следует цитата из статьи "Об информации". Цитата довольно объемная, но этот ее недостаток компенсируется тем, что она обозначает исходные позиции для дальнейших рассуждений.
Любой живой организм (также как и любое искусственно созданное устройство, выполняющее какие-либо действия) представляет из себя систему, состоящую из набора компонентов (среди которых могут быть системы более низкого уровня), обеспечивающих выполнение этим организмом (устройством) определенных функций…
…Живой организм в самом общем случае подвержен воздействию тех же внешних факторов что и любое материальное тело. Но в отличие от того же камня живой организм на воздействие этих факторов способен реагировать не только как материальное тело, подчиняясь подобно этому телу действию физических законов, но и предпринимая в ответ определенные действия хотя бы с целью самосохранения. (Расширение камня при нагревании при всем желании к таким действиям отнести нельзя). А это значит, что живой организм воспринимает и каким-то образом интерпретирует воздействие внешних факторов не только по критерию подчинения действию физических законов, но и по критерию значимости такого воздействия для этого живого организма.
Восприятие и реакция на внешние факторы как то: освещение, соленость среды специфические только для живого присутствуют уже у одноклеточных организмов. Но для наглядности дальнейшие рассуждения будем строить на примере многоклеточных, имеющих специализированные клетки (рецепторы), вырабатывающие в ответ на внешние воздействия: свет, тепло, соленость и иные, если таковые имеют место, определенные сигналы .
Способность к реакции не непосредственно на воздействие внешних факторов, а на сигналы, вырабатываемые в самом живом организме (в данном случае с помощью рецепторов) в ответ на воздействие этих факторов и есть неотъемлемое свойство живого.
Результатом деятельности рецепторов является преобразование внешних воздействий в форму пригодную для ее интерпретации живым организмом, приведение этих воздействий к "общему знаменателю". Необходимость такого преобразования обусловлена тем, что те же органы передвижения живого организма приводятся в действие сигналами, природа которых не зависит от характера внешнего воздействия, а это значит, что и на "входе" той системы, что вырабатывает сигналы управления органами передвижения, сигнал должны быть также определенной природы, не зависящей от характера внешнего воздействия, или, что то же самое, не зависящей от того получен входной сигнал от термо- или, скажем, от хеморецептора.
Но наличие сигнала от рецептора еще не говорит о том, что живой организм непременно отреагирует на этот сигнал.
Для того, чтобы это случилось, полученный сигнал должен приобрести значимость, то есть возможность быть адекватно интерпретированным той же самой системой, управляющей органами передвижения. Если этого не происходит, значит либо величина сигнала, полученного от рецептора не укладывается в пределы ширины полосы пропускания обрабатываемых системой сигналов, либо сигнал не может быть интерпретирован той системой, в которую он поступает, в принципе, чаще всего потому, что он имеет характер шума.
Итак, если представить путь прохождения сигнала, принципиально могущего стать значимым для живого организма, от его возникновения до реакции организма на этот сигнал в виде цепочки: внешнее воздействие - рецептор (датчик или кодировщик входного сигнала) - входной сигнал - интерпретатор (или декодировщик сигнала) - выходной сигнал - органы передвижения (или другая исполнительная система), то о появлении информационной или значимой составляющей сигнала можно говорить только после прохождения сигналом стадии декодирования. Причем информация "возникает" как результат выполнения некоего условия о том, что данный сигнал (сигналы) должен быть интерпретирован вполне определенным образом. В рассматриваемом случае это может означать, что живой организм либо приближается к источнику внешнего воздействия, либо удаляется от него. Применительно к живым организмам контроль за выполнением условия интерпретирования производит естественный отбор. В результате действия естественного отбора живой организм, неадекватно реагирующий на внешние воздействия, лишен шансов на выживание.
Таким образом, на данном уровне рассмотрения вопроса понятие информация может быть определено как значение сигнала, выработанного системой в ответ на внешнее воздействие, причем наличие такого значения определяется тем, что система при выполнении ею каких-либо функций интерпретирует (отрабатывает) этот сигнал вполне определенным образом.
Из приведенного определения следует, что исходно понятие "информация" может употребляться только в привязке к функционированию живых и искусственных систем, поскольку оно не подразумевает наличия определяемой физической сущности.
Таким образом, реакция любой системы, в которой происходит обработка информации, на внешнее воздействие не является простым физическим следствием этого воздействия, что имеет место в случае физического тела.
Интуитивно кажется очевидным тот факт, что искусственная система в отличие от живой в общем-то не может оценить значимость отрабатываемого ей сигнала для ее самосохранения и функционирования. Но…
Возьмем систему охлаждения автомобильного двигателя. После запуска холодного двигателя охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу. При нагреве ее до определенной величины срабатывает термостат, и жидкость начинает циркулировать по большому кругу, включающему в себя радиатор. Если температура двигателя и охлаждающей его жидкости продолжает расти, срабатывает датчик температуры и включается вентилятор, охлаждающий жидкость в радиаторе.
Как бы мы не старались формально обосновать отличия в "поведении" двигателя и в поведении той же амебы, удаляющейся от источника чрезмерного для нее нагрева, нам это не удастся.
И тут и там мы имеем дело с избыточным нагревом. И тут и там воздействие нагрева вызывает появление определенного сигнала. И тут и там этот сигнал адекватно интерпретируется, то есть отрабатывается таким образом, чтобы нейтрализовать вредное воздействие возможного перегрева.
Можно говорить о том, что реакция на внешнее воздействие у живой системы не столь жестко детерминирована как у системы искусственной. Но любая степень неопределенности в реакции на внешнее воздействие может быть воспроизведена и в искусственной системе.
Таким образом и живая и искусственная система способны обрабатывать информацию. Но…
Искусственные системы обладают способностью обрабатывать информацию благодаря тому, что эта способность изначально заложена в них создавшим их разумом, в то время как участие какой-либо формы разума в возникновении живого не доказано. В этом состоит отличие между живыми и неживыми системами в плане обработки информации.
Учитывая, что живые организмы, неадекватно реагирующие на внешние воздействия, отсеиваются естественным отбором, можно предположить, что естественный отбор обеспечил и само появление живых организмов, обладающих способностью преобразовывать внешние воздействия в информацию и адекватно реагировать на нее. То есть "варианты" протоклеток так или иначе появлялись на свет и тут же "проверялись" естественным отбором на предмет способности обрабатывать информацию. При этом уже изначальный уровень обработки информации протоклеткой должен был гарантировать ее выживание по крайней мере до завершения процесса размножения (деления), а значит повышение уровня обработки информации от нулевого до гарантирующего выживание протоклетки не могло осуществляться в процессе эволюции. Протоклетки, не отвечающие этому условию, отбраковывались.
Такой подход представляется логичным, но нуждается в более детальном рассмотрении тех предположений, что лежат в его основе.
Во-первых предполагается, что в ходе абиогенеза возникали протоклетки как способные каким-то образом обрабатывать информацию, так и неспособные к этому вообще.
Во-вторых предполагается что, протоклетки, способные к обработке информации, разделялись на выполняющие этот процесс адекватно, то есть таким образом, который способствовал выживанию и таким, который такому выживанию не способствовал.
Если второе предположение не выглядит невероятным, а потому может быть принято без дополнительного рассмотрения, то первое производит способность к обработке информации в разряд свойства, которое у протоклетки либо присутствует, либо отсутствует в принципе, то есть свойством, обусловленным присутствием или отсутствием некоторой материальной сущности либо материальной структуры. А это означает только то, что барьер между живым и неживым оказывается существенно более высоким, чем принято считать, поскольку возникновение живого оказывается связанным с выполнением дополнительного обязательного условия, каким является наличие сущности или структуры, специализированной на обработке информации.
Итак, возможность принятия первого предположения сводится к ответу на вопрос: обусловлена ли способность к обработке информации наличием в составе протоклетки некоторой специализированной материальной сущности либо специализированной структуры, если под структурой понимать совокупность связей между компонентами, составляющими живую клетку?
С какого уровня организации проявляется способность к обработке информации у живых систем?
Простейшей такой системой, если понимать под этим определением набор компонентов (среди которых могут быть системы более низкого уровня), выполняющий некоторые функции, являются вирусы.
В процессе своего существования вирусы выполняют лишь функцию размножения, для чего предварительно проникают в живые клетки. При этом содержание действий, как сопровождающих так и составляющих процесс размножения, неопровержимо свидетельствует о том, что уже в случае вирусов происходит обработка информации, то есть восприятие внешних воздействий и адекватное реагирование на них, равно как реализация генетической информации (например, синтез белков), закодированной в геноме вируса.
Строение вирусов разнообразно. Простейшие состоят из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки. Нуклеиновая кислота присутствует либо в форме РНК, либо ДНК, причем как одноцепочечных, так и двухцепочечных. ДНК могут иметь как линейную, так и кольцевую структуру, РНК как правило линейны и у некоторых вирусов присутствуют в виде набора фрагментов.
Что же является общим для систем, которыми являются вирусы? Таким общим, которое делает возможным обработку ими информации? Разнообразие форм строения вирусов и относительная простота их строения делает весьма сомнительным существование общей у всех них и специализированной на обработке информации физически выделенной сущности. В то же время любой вирус представляет из себя многокомпонентную систему, включающую в себя совокупность нуклеотидов и белков а также соединяющих их связей. На этом основании представляется обоснованным следующий вывод.
Способность к обработке информации является неотъемлемым свойством системы, выполняющей определенные функции, причем эта способность реализуется при выполнении даной системой этих функций.
При этом (о чем свидетельствует пример с системой охлаждения автомобильного двигателя) не имеет значения на какой "элементной базе" выполнена конкретная система.
Конечно, сделанный вывод в известной мере страдает недостатками порочного круга. Физическая система, выполняющая определенные функции, потому и является таковой, поскольку способность обрабатывать информацию в ней уже заложена самой необходимостью выполнения назначенных функций. Но на данный момент ограничимся констатацией этого факта и вернемся к способности обрабатывать информацию протоклетками, раз уж общепринятым является тот подход, согласно которому именно их возникновение лежит в основе появления жизни на Земле.
На основании сделанного выше вывода можно считать, что способность к обработке информации изначально присутствовала у любой появлявшейся на свет "модели" протоклетки, если эта протоклетка была способна к выполнению какой бы то ни было функции, будь то только способность к усвоению энергии извне или только способность к воспроизводству. Тогда на долю естественного отбора остается простая "проверка" протоклеток на способность к адекватной обработке информации, то есть, в конечном счете, на способность к выживанию.
Но тогда возникают следующие вопросы. Почему вообще в процессе абиогенеза возникли системы, способные к обработке информации, то есть способные к выполнению каких-то функций? Почему конгломераты органических молекул, если они самопроизвольно возникали в "первичном бульоне", усложнялись и эволюционировали до репродуктивного воспроизводства? Почему вообще процесс эволюции шел по пути усложнения исходных структур? Почему эволюция привела к появлению разума?
Ответы на эти вопросы лежат в двух взаимно непересекающихся плоскостях. Мы можем отнести управление этим процессом на долю случая и, просчитав вероятность процесса в целом, исходя из вероятности каждой его стадии, напустить на себя глубокомысленный вид и сказать, что в данном случае несмотря на вероятность, не отличающуюся от нуля, событие тем не менее имеет место. Или же, признав процесс возникновения живого закономерным, определиться с движущей силой этого процесса. Другими словами, ответы на заданные вопросы должны определить, является ли возникновение и эволюция живого правилом или же исключением из правил. В этом плане обнаружение внеземных форм жизни, если бы оно произошло, играло бы, как ни странно, не на стороне теории эволюции, поскольку определенно свидетельствовало бы о неслучайном происхождении живого, а значит потребовало бы и поиска действительных причин этого происхождения. Не менее странно то, что обнаружение внеземных форм жизни, если таковое состоится, будет играть на стороне религиозных взглядов на сотворение живого, указывая на наличие реально существующей "эволюционной силы", несмотря на то, что опровергнет представление об исключительном положении человека с планеты Земля как венца творения.
Но возможен и еще один взгляд на рассмотренную ситуацию. Он заключается в том, что независимо от происхождения (с участием разума или без такого участия) само существование у системы структуры в виде связей между компонентами этой системы является необходимым и достаточным условием способности данной системы к обработке информации и, как следствие, возможности выполнения системой определенных функций. Применительно к живой системе и с учетом принятой ныне системой взглядов, согласно которым возникновение живого суть игра случая, из этого следует, что не "назначение" системы определяет ее структуру, а структура определяет характер и объем функций, выполняемых этой системой.
Такой подход переводит способность к обработке информации из чего-то существующего помимо остальных свойств систем и дополнительно к ним в неотъемлемое свойство систем и имеет достаточно интересные следствия. Кроме того такой подход позволяет разорвать тот порочный круг, который связывает способность системы к выполнению определенных функций с ее способностью обрабатывать информацию о котором говорилось выше.
Понятие "система" употреблялось уже неоднократно и было кратко определено, но, тем не менее, следует рассмотреть более широкое его толкование. Например, следующее.
Под системой понимают множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство. Понятие "система" предполагает рассмотрение объекта как целого, состоящего из совокупности элементов. Представление о системе всегда связывается с такими понятиями, как элемент, целостность, структура, связь, подсистема. Любую систему можно расчленить (не обязательно единственным способом) на конечное число частей, называемых подсистемами, каждую из которых в свою очередь, можно разделить на конечное число подсистем более низкого уровня вплоть до получения подсистем первого уровня - элементов системы. Обычно под элементом системы понимают объект или процесс, не подлежащий при исследовании дальнейшему расчленению на части. Под структурой системы понимают относительно устойчивый порядок внутренних пространственных связей между ее отдельными элементами, определяющий функциональное назначение системы и ее взаимодействие с внешней средой. Под целостностью системы понимают принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов...
Основными отличительными признаками сложной системы являются: наличие большого количества взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов;
сложность функции, выполняемой системой и направленной на достижение заданной цели функционирования;
возможность разбиения системы на подсистемы, цели функционирования которых, подчинены общей цели функционирования всей системы;
наличие управления (часто имеющего иерархическую структуру), разветвленной информационной сети и интенсивных потоков информации;
наличие взаимодействия с внешней средой и функционирование в условиях взаимодействия случайных факторов.
http://www.tk.sssu.ru/motp/r2-2.htm
(Ссылка предоставлена И.В. Антоновым)
Необходимо помнить, что приведенная цитата относится к искусственным системам, то есть к системам создаваемым с участием разума и для которых роль системообразующего фактора, то есть фактора лежащего в основе создания системы, служат выполняемые ими функции. В возникновении живых систем участие разума, как уже отмечалось, не доказано, а значит выполнение ими каких-либо функций в рамках ныне действующих взглядов на происхождение живого нельзя считать системообразующим фактором, ибо придать выполнению системой определенных функций роль такого фактора - наделить их целью существования - может только разум, создавший эту систему.
Это значит, что система взглядов на происхождение живого, принятая в настоящее время, изначально предполагает отсутствие цели существования у любой формы живого. По крайней мере до возникновения его разумных форм, способных к осознанию факта своего существования и к постановке цели этого существования.
Но как быть тогда с демонстрируемой любой формой живого такого свойства, которое нельзя назвать иначе как "стремление к выживанию", выражающееся хотя бы в форме поиска пищи? Такой поиск имеет в своей основе достижение определенной цели, а значит ее осознание. Потому как если такого осознания нет, что движет живым? Рефлексы, то есть "неосознанное осознание"?
С помощью употребления понятия "рефлексы" можно объяснит все. Действия любой сложности, любые по сложности результаты этих действий могут быть объяснены с помощью этого в сущности ничего не объясняющего понятия, тем более, что в основе рефлексов лежит та же способность к обработке информации, что и в основе разума. Представляется все-таки, что рациональнее говорить о рефлексах как о низшей степени такой способности, и только до тех пор, пока за видением частного не теряется видение общего.
Таким образом, последовательное доведение до логического конца рассуждений, имеющих такое сугубо "материалистическое" основание как теория эволюции, приводит к понижению порога наличия разума до самых примитивных систем и делает это наличие свойством любой материальной структуры, а в конечном итоге - свойством материи.
Существование любой формы живого может быть объяснено с двух позиций. Первое объяснение: эта форма существует потому что выжила в результате обладания преимуществами в выживании, явившимися результатом естественного отбора, действовавшего на базе случайных мутаций, и сформировавшими определенную модель поведения. То есть данная форма выжила потому, что все остальные вымерли. Второе объяснение: выживание данной формы живого обусловлено ее способностью сформировать определенную модель поведения, способствовавшего выживанию, основанную на более эффективной обработке информации, чем у вымерших форм.
Конечно, можно и способность к более эффективной обработке информации отнести к результату естественного отбора результатов случайных изменений. Но отличие двух приведенных объяснений в первую очередь состоит в том, что в первом случае роль самой рассматриваемой формы жизни в своем выживании чисто пассивна, а во втором - активна. Активность же любой жизненной формы в обеспечении своего выживания может быть объяснена, как уже было сказано, сознательной постановкой цели - выживания - а значит результатом работы разума, либо присущего данной жизненной форме, либо внешнего, создавшего эту жизненную форму.
К системе, основную функцию которой составляет именно обработка информации, применимы такие понятия как "знания", "разум", "ум" и "интеллект". Представляется интересным попытаться дать определения этих понятий, исходя из тех определений, которые были введены при рассмотрении вопроса о природе информации.
Но сначала, в качестве исходного, следует определить понятие "системотворчество".
Системотворчество - создание новых систем, новых законов системного упорядочивания.
Определение принадлежит И.В. Антонову.
Тогда понятие "разум", если ставить во главу угла его (разума) способность к обработке информации, может быть определено следующим образом.
Разум - способность к системотворчеству с использованием информационных объектов в качестве компонентов создаваемых систем.
Определение согласовано с И.В. Антоновым.
Если разум есть способность к системотворчеству, то мышление есть реализация этой способности, то есть
Мышление - процесс системотворчества с использованием информационных объектов в качестве компонентов создаваемых систем
Применительно к человеческому разуму информационными объектами являются образы, понятия и связи между ними.
Следующие определения даются опять же в привязке к человеческому разуму
Знания - объем понятий, образов и связей между ними, накопленный в памяти.
Ум -способность к пополнению знаний и к применению их в практической деятельности.
Интеллект - способность к установлению новых связей между образами и понятиями.
Таким образом разум представляет собой синтез ума и интеллекта.
Для того, чтобы последние определения можно было отнести к любой форме разума, достаточно заменить в них "понятия и образы" на "информационные объекты".
в которой взаимоотношения эволюции и разума рассматриваются с точки зрения теории систем
Некоторые общие сведения о теории систем и системотехнике
Использованы материалы из текстов:
http://econic.chat.ru/to/to01.htm
http://khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/case/leon/gl1/gl1.html
Общие свойства и закономерности различных (преимущественно больших и сложных) систем исследуются наукой, которая получила название "общей теории систем".
"По сути дела, в течение двухсот лет наука одерживала победы главным образом благодаря тому, что она исследовала многие представляющие большой практический интерес системы, взаимодействие отдельных частей в которых было довольно слабым... Однако, начиная с сороковых годов, предпринимаются серьезные попытки исследования динамических систем, отличающихся большими размерами и наличием богатых внутренних связей... Так возникла теория систем - попытка объединения научных принципов, которые могли бы служить ориентиром в нашем стремлении овладеть динамическими системами."
Эшби У.Р., 1966 г.
В основании общей теории систем лежит постулат функционально-структурного изоморфизма объектов и явлений природы:
Если структура одной системы и внешние функции её элементов изоморфны структуре другой системы и внешним функциям ее элементов, то внешние свойства этих систем неразличимы в области их изоморфизма.
Поведение сложных систем определяется исключительно свойствами элементов и связей между ними (структуры системы и функций элементов). От "материала" реализации поведение системы принципиально не зависит.
Единственным инструментом адекватного описания больших и сложных систем теория систем считает моделирование этих систем. Моделью является любая конструкция, в том числе - вычислительная и математическая, обладающая свойствами структурно-функционального изоморфизма по отношению к исследуемой или проектируемой системе.
Системотехника представляет собой инженерную прикладную науку, которая также называется "теорией проектирования систем". В рамках этой науки разработана методология проектирования сложных и больших систем, управления ими, а также оптимизации структуры и поведения таких систем. Всё многообразие методов системотехники представляет собой инструментарий решения двух типов задач: анализа и синтеза сложных систем. Задача анализа - это задача построения описания поведения системы в целом и ее внешних функций на базе информации о структуре системы, функциях элементов и функциональных взаимодействиях с метасистемой. Задача синтеза представляет собой задачу определения структуры системы и функций её элементов при заданных свойствах системы, её внешних функциях, и свойствах метасистемы, взаимодействующей с синтезируемой системой.
Под системой в теории систем, понимается совокупность объектов, компонентов или элементов произвольной природы, образующих некоторую целостность. Определяющей предпосылкой выделения некоторой совокупности как системы является возникновение у неё новых свойств, которых не имеют составляющие её элементы. Под структурой системы понимают устойчивую во времени совокупность взаимосвязей между её элементами или компонентами. Структура системы может отражать самые различные взаимосвязи, в том числе и вложенность элементов одной системы в другую. В этом случае принято называть более мелкую или вложенную систему подсистемой, а более крупную - метасистемой.
Познание человеком природы сводится к формированию им систем аксиом и последующему анализу и творческому использованию их следствий. Аксиомы не выводятся логически или вычислительно. Теорема Гёделя о неполноте любой формальной системы и формальной недоказуемости её аксиом - отражение данного факта. Его же иллюстрирует парадокс последовательного определения понятий языка через другие понятия, заводящего в тупик формальной невозможности дать определения множеству первичных понятий. Сами аксиомы достаточно часто, если не всегда, не являются абсолютной истиной, а границы их применимости испытывают, находят, преодолевают всё те же практика и творчество. Хрестоматийные примеры - геометрия Евклида и Лобачевского, физика Ньютона и Эйнштейна. Таким образом, важнейшие, основополагающие истины и сущности невозможно вывести формально логически и математически. Их источник - практика, опыт, процесс активного познания мира и человеческого творчества.
Возможна ли эволюция систем без участия разума?
Предлагается аксиома системотехники, подтверждаемая модельным и эмпирическим опытом и основанная на известных свойствах случайных процессов, сложных систем, теории и практике системотехнического проектирования и моделирования:
Сложные иерархические системы не могут усложняться в результате случайных флуктуаций, их развитие не может осуществляться через механизм отбора результатов их случайных ненаправленных изменений (применительно к живым системам - мутаций). Единственный известный работоспособный механизм их развития - творческое модельное мышление.
Доводы, обосновывающие правомерность этой аксиомы, приводились в Избе-Дебатне (форум на атеистическом сайте) http://www.websib.ru/cgi-bin/atheism/msgbook/tema.pl?t=m846 и могут быть изложены в следующем виде.
Теория систем рассматривает различные методы, применяемые для оптимизации и структурного развития систем. При этом целый ряд формализованных методов оптимизации требует в качестве необходимого условия своего использования, априорного знания о существовании зависимости направления изменения оптимизируемого показателя качества системы от направлений варьирования параметров регулирования системы. Такие параметры могут быть непрерывными или дискретными, но они должны иметь количественную меру и для них должна cуществовать возможность задавать направления варьирования. Для оптимизации систем на наборе таких параметров используется целый спектр различных методов ускоренного направленного и случайного поиска. Оптимизация такого рода называется параметрической оптимизацией и она, как правило, не затрагивает структурную модель оптимизируемой системы. К параметрической оптимизации следует отнести и микроэволюционные трансформации живых организмов, которые могут выражаться в адаптивном подборе длины, высоты, толщины, формы, пропорций различных частей организма и количественном варьировании любых наблюдаемых морфологических признаков.
Второй подход к оптимизации систем, используемый в системотехнике, связан с ситуацией, когда отсутствует априорная информация о законе связи показателя качества системы с варьируемыми параметрами, и когда сами варьируемые параметры не могут иметь явно задаваемого направления варьирования. Единственным формализуемым методом решения задачи оптимизации систем в таком случае теория считает полный перебор всех состояний системы с оценкой и сравнением значений показателя качества в каждом из состояний. Именно такая ситуация возникает, когда ставится задача по структурной оптимизации систем. Параметры, определяющие структуру, обычно имеют дискретный, качественно отличающийся друг от друга набор значений, на котором невозможно задать направление варьирования параметра (электронные и цифровые элементы, операторы и блоки программы, гены, кодирующие белки в живых организмах, структурообразующие связи между элементами систем). Экстремум показателя качества, порождённый оптимальным структурным решением, проявляет себя в таких системах лишь в результате определённого, взаимно упорядоченного, сочетания структурообразующих элементов и их связей. В силу изложенных выше причин направленное варьирование отдельных переменных таких систем, во-первых, зачастую нереализуемо практически, во-вторых, не позволяет обнаружить, в отличие от случаев параметрической оптимизации, направление приближения к оптимальному структурному решению, обеспечивающему системе новое качество. Самый наглядный пример такой ситуации – составление алгоритма некоторой функции. Сколько бы операторов, реализующих определённую последовательность действий, ни присутствовало уже в цепочке, без последнего оператора, придающего алгоритму целостность и законченность, мы не получим работоспособный результат и не сможем оценить ни качество алгоритма, ни меру его близости к новой работоспособной структуре.
Структурные трансформации живых организмов в процессе макроэволюции появление тканей с новыми функциями и белковым составом, появление новых органов, структурно-тканевую реорганизацию существующих органов также невозможно представить как результат плавного варьирования каких-либо имевшихся у исходного прототипа параметров.
Как уже было сказано, для обладающих такими свойствами параметров регулирования и показателей качества теория оптимизации знает единственный формализуемый машинный способ поиска оптимального структурного решения - полный перебор всех состояний системы. Как практически применяемый метод указанный путь используется только в тех случаях, когда полный перебор состояний системы физически реализуем. Однако реализация полного перебора физически нереализуема, начиная с уже с сотен элементов в системе, имеющих несколько возможных состояний. Так, например, у программы, состоящей всего лишь из ста команд языка, содержащего десять возможных вариантов операторов, число возможных произвольных состояний (10100) уже превышает в 1020 раз предполагаемое число атомов во Вселенной. Однако несмотря на невозможность машинной алгоритмической формализации процесса структурной реорганизации сложных систем, в практической деятельности человека такие системы успешно создаются и развиваются - проектируются и усложняются микропроцессоры, содержащие десятки миллионов транзисторов, пишутся и модифицируются программы, содержащие десятки и сотни тысяч строк исходного текста. И происходит всё это не вопреки рассмотренным постулатам теории систем, напротив, теория проектирования сложных систем - важная часть самой теории систем. Но в основе системотехнического проектирования лежит уникальная способность человека - создавать на уровне идей, манипулируя абстракциями, модели решения задач и осуществлять последовательную, поэтапную декомпозицию этих моделей в новые структуры проектируемых систем. Назовём этот способ проектирования разумным.
Какой из рассмотренных выше способов усложнения структур работал в процессе макроэволюции форм живой природы?
Синтетическая теория эволюции (СТЭ) утверждает, что это был способ, основанный на селективном отборе результатов случайных ненаправленных мутаций живых организмов.
Здесь мы сталкиваемся с первым противоречием между СТЭ и теорией систем. Оптимальные структурные трансформации, включая локальные оптимумы, по мнению теории систем, гарантированно можно обнаружить только через последовательный полный перебор состояний системы. А теория эволюции считает, что для биосистем существует закономерный, формализуемый статистический механизм, позволяющий формировать такие решения в процессе отбора результатов случайных мутаций. Кстати, взгляды различных сторонников СТЭ здесь несколько разветвляются. Классическая теория считает, что естественный отбор должен закреплять в популяциях малые промежуточные шаги к новым структурам. Но можно встретить и мнение, согласно которому фиксируются только такие структурные мутации, которые ведут сразу к появлению новых, оптимизирующих систему структур (“многообещающие уроды” Гольдшмидта).
Первый вариант структурной эволюции по версии СТЭ (закрепление промежуточных шагов к структуре) вступает в явное противоречие с общеизвестным фактом отсутствия эффекта от новой структуры до того момента, пока она не будет сформирована. Если функциональная структура не появляется сразу в результате единичной мутации, отбору тогда нечего закреплять на уровне структурных решений. Однако СТЭ утверждает, что параметрическая оптимизация плавно перетекает в структурную, подобно тому, как количество перетекает в качество, и этим объясняется весь механизм макроэволюции. Точнее говоря, ортодоксальные эволюционисты вообще отказываются различать явления структурной и параметрической оптимизации. Тривиальное для теории систем знание о существовании объективных барьеров между работоспособными методами двух форм оптимизации систем - параметрической и структурной, знание, имеющее явное отношение и к миру живой природы, оказывается абсолютно неведомым для теории биосистем. Рационально объяснить такую ситуацию сложно.
Несомненно, вся история эволюционной биохимической дифференциации тканей и органов, без которой невозможно себе представить вертикальную эволюцию, оказывается за кадром рассмотренного сценария, предлагаемого СТЭ. Любого уровня структурное изменение, любой структурный микрошаг – это шаг в особом направлении. Это всегда появление “нового признака” по эволюционной терминологии. Если обычные варьируемые признаки представить как оси в пространстве состояний фенотипа, тогда микроэволюционные параметрические изменения будут выглядеть как траектория биосистемы в пространстве, задаваемом этими осями. Но любое структурное новообразование будет новой осью в этом пространстве. Носителями любых структурных новообразований. всегда будут конкретные особи в популяции. Каким образом может осуществляться давление отбора по таким признакам на популяцию в целом, в отличие от обычных признаков, представленных во всей популяции и распределённых в некотором диапазоне значений? Закрепиться в качестве видового признака любое структурное изменение может единственным способом – полным вытеснением потомками носителя этого признака всех остальных особей в популяции. Поскольку естественный отбор не выбирает лучших, а уничтожает худших, чтобы структурные трансформации были закреплены отбором, каждый единичный шаг к новому органу или особой ткани должен быть настолько значимым для выживаемости, что потомки носителя данной мутации должны будут вытеснять всех остальных особей в популяции. Фактически мы приходим к выводу, что любого уровня единичная структурная мутация должна либо элиминироваться, либо начинать новый вид. Но один из главных постулатов дарвинизма: “Эволюционирует не особь, а популяция”. То есть, за рамками классических дарвинистских схем эволюции оказываются любые изменения, приводящие к структурной перестройке организмов.
В случае же рассмотрения второй, ревизионистской модели эволюции, декларирующей появление новой функциональной структуры в результате единичной случайной мутации, также возникает ряд вопросов. Если результатом такой мутации является появление новой ткани, нового органа или новой структуры существующего органа, то может ли это явление в принципе быть результатом единичной мутации, вызывающей синхронное становление новых биохимических процессов и одновременное появление новых форм и структур в организме? А если единовременно мутирует ансамбль генов, то какова вероятность созидательного характера такой мутации при, во-первых, типично низком уровне мутаций, затрагивающих структуру организма, во-вторых, при типично деструктивном их воздействии на организм? Известные по техническим и программным системам закономерности воздействия случайных мутаций на сложные системы позволяют предположить, что структурообразующая случайная мутация сложной системы, включая биосистемы, относится к явлениям, возможным лишь умозрительно, но физически не реализуемым.
“Ахиллесовой пятой” механистического обоснования процесса эволюции как отбора результатов случайных мутаций являются известные общесистемные закономерности самого процесса случайных мутаций. Закономерное действие случайных мутаций на высокоорганизованные системы является сугубо разрушительным, нарушающим структуру и функции таких систем. Когда при системотехническом проектировании происходят трансформации систем, они реализуются через перестройку отдельных блоков и связей при сохранении общего высокого уровня связности и упорядоченности в системе. Любой же случайный процесс обладает собственными статистическими характеристиками. Воздействуя на систему с определенной структурой, он закономерно стремится трансформировать её характеристики связности и упорядоченности в собственные. Представим себе, что эффект случайной ненаправленной мутации применен к каждому элементу некоторой системы. Результатом будет совершенно неупорядоченная система с равномерным статистическим распределением всех элементов. Если плавно снижать интенсивность разовых мутаций, ослабляется степень вносимой мутациями в систему хаотичности, но сохраняется общий характер воздействия мутаций на систему. Даже если уменьшить поток мутаций до единичных, результат их воздействия на систему сохранится и сведётся все к тому же нарушению упорядоченности, то есть к повышению хаотичности. Никакого потенциала комплексно реорганизовать элементы и структуру высокоорганизованной системы, сохраняя её уровень упорядоченности, этот случайный процесс не имеет. Его закономерное действие – внесение в систему хаоса. Следовательно, даже бесконечно долгий процесс случайных ненаправленных мутаций элементов системы и (или) ее структуры не приводит к каким-либо закономерностям усложнения системы и не может гарантированно обеспечить это усложнение. Поскольку усложнение в этой ситуации не является закономерным и неизбежным явлением даже на бесконечном интервале времени, строить, основываясь на таком явлении, модель закономерного эволюционного развития нельзя.
Как вариант конструктивного преодоления рассмотренных проблем отдельными теоретиками-эволюционистами декларируется “блочно-модульный принцип” эволюционного развития (В.А. Ратнер). Согласно этому принципу эволюция генов шла путем комбинирования блоков (модулей) снизу доверху, причем модулями, из которых составлялись вновь возникающие молекулярно-генетические системы, служили уже функционирующие макромолекулярные компоненты. Однако, реальное развитие сложных систем не может быть представлено как непрерывное их укрупнение через агрегацию готовых функциональных блоков. Необходимым условием структурного развития сложных систем является функциональная дифференцировка их элементов среднего и нижнего уровня. Это характерно и для развития технических систем, и для программного обеспечения, и для живых организмов. Процесс этот противоположен по направлению комбинированию готовых блоков. Целое в этом случае закономерно определяет свои новые элементы в соответствии с новыми идеями, иерархическими моделями развития структуры системы, а не складывается из прежних элементов и блоков, как из произвольно комбинируемых готовых кубиков.
Как пример нежизнеспособности блочно-модульного принципа можно рассмотреть процесс появления новой функции в компьютерной программе. Новая функция бесполезна для вызова в любом произвольном месте программы, кроме того места, где она может сделать своё полезное дело. Но новая функция вне точки вызова, где она нужна, без передачи ей нужных аргументов, не может быть каким-либо образом проверена на своё качество и функциональность. А точка, в которой полезна будет работа новой функции, не может быть найдена без наличия самой этой работоспособной функции. Рассмотренная ситуация - безнадёжный тупик для алгоритма случайного поиска новой функции. Неопределённость поведения произвольной последовательности операторов (претендента на роль новой функции) помноженная на неопределённость последствий вмешательства этой последовательности в произвольную точку исходной рабочей программы расходится к гиперастрономической последовательности возможных деструктивных трансформаций исходной структуры. В человеческом проектировании эта фатальная коллизия разрешается через проектирование сверху вниз, через создание иерархической системы взаимосвязанных абстракций, реализующих модель перестройки системы, с поэтапной её детализацией. Идея конструктивной трансформации целого определяет детали изменений, осуществляемых на средних и нижних уровнях. Нет пути к структурному усложнению программ через рандомизацию последовательностей операторов, блоков, вызовов функций, набора модулей. Но аналогично усложнению программных и технических средств выглядит и развитие живых организмов в процессе эволюции - как усложнение иерархических структурированных систем, сопровождаемое функциональной дифференцировкой элементов среднего и нижнего уровня, увеличением числа разнородных элементов и упорядоченных связей между ними, обеспечивающих системе в целом новое качество. Отсутствие хаотического пространства случайных поисков структурных трансформаций внутри популяций свидетельствует о том, что природа, как и человек, знает о безнадёжности в данной области случайных поисков структурных решений.
С учётом вышеизложенного представляется закономерным предположение, что реальным фактором прогрессивной эволюции биосистем может быть фактор, качественно однородный человеческому разуму, обеспечивающему генезис технических систем, который подобен по ряду признаков генезису форм живой природы.
Этот фактор пока не имеет математической модели, и не реализуется в формализуемых компьютерных алгоритмах. Данное предположение подтверждается безуспешностью многочисленных попыток смоделировать эволюционное усложнение систем через механизм, предлагаемый СТЭ, несмотря на примитивный механицизм его возможной реализации - мутации и отбор.
Возвращаясь к предложенной в начале главы аксиоме, предлагается распространить её действие и на биосистемы. Необходимо отметить, что рассматриваемую аксиому невозможно доказать формально логически или математически. Она основана на объективных закономерностях, не выводимых из математики или логики, а отражающих постигаемые опытно свойства реальности. В случае принятия аксиомы можно рассуждать дальше. В противном случае необходимо привести какие-либо эмпирические факты или работоспособные модели, ей противоречащие.
В случае принятия предложенной аксиомы неодарвинизм должен быть отвергнут просто потому, что он данной аксиоме противоречит - он утверждает, что биосистемы усложняются в процессе эволюции в результате случайных ненаправленных мутаций, и что именно этим явлением обеспечена вся вертикальная эволюция от простейших одноклеточных до человека разумного. Однако такая победа над неодарвинизмом сродни игрушечной - он отвергается просто из-за несоответствия некоей аксиоме. Но любые аксиомы могут иметь границы своего действия. И новое знание зачастую обнаруживает границы действия прежних аксиом и вводит новые аксиомы, расширяющие наши горизонты. Поэтому дальнейшее, что должно нас интересовать - насколько преуспел в эмпирическом и модельном обосновании собственной аксиомы неодарвинизм. Ведь живые организмы - особое явление, их системные законы могут отличаться от явлений, наблюдаемых и воспроизводимых в технических системах. Но никаких практических подтверждений неодарвинистской гипотезы не наблюдается - реально наблюдаемая всесторонняя ненаправленная изменчивость внутри популяций не затрагивает структуру организмов, реально наблюдаемые, интенсифицируемые мутагенными факторами мутации нарушают системную целостность организмов, не создавая никаких новых структурных упорядоченностей, точно также, как случайные ошибки и дефекты нарушают работоспособность программных и технических систем. Моделируемые и используемые в технических задачах генетические алгоритмы демонстрируют возможность осуществлять микроэволюционную параметрическую адаптацию, но не реализуют никаких путей к структурной перестройке модели оптимизируемой системы. То есть, декларируя способность случайных мутаций развивать сложные системы, неодарвинизм не располагает никакими модельными или эмпирическими подтверждениями этой гипотезы. У биосистем не наблюдается свойств, обеспечивающих им автоматическую генерацию в онтогенезе структурно упорядоченных функциональных новообразований в ответ на произвольные хаотические изменения генома. Если бы новые структуры в живых организмах росли, как растут в великом многообразии снежинки на произвольных микрокомочках пыли, это могло бы быть путём к преодолению ограниченности аксиомы системотехники. Здесь роль системотехника выполняли бы законы природы, порождающие упорядоченность из хаоса, как это происходит при формировании снежинок. Но ведь нет этого - не порождают произвольные изменения генома спонтанно новых функциональных структур. Соответственно, нет границы, отделяющей в этом отношении живой организм от программы или технического изделия - ему тоже потребна специфическая упорядоченность генома для реализации новой усложнённой структуры организма. Те ответы, которые пытается давать неодарвинизм на вопрос об источнике происхождения этой упорядоченности, о механизме такого усложнения - не убедительны. Это даже не ответы, а уклонение от честного признания нерешённости проблемы.
Синергетика против теории эволюции
Следующий вопрос, которым следует задаться - как могло происходить эволюционное усложнение сложных биосистем с естественно-научной точки зрения, если случайное их усложнение невозможно? Типичными для сторонников неодарвинизма, а также для некоторых независимых теоретиков, являются ссылки на синергетику, как на научный ответ о природных механизмах самоорганизации. Но эти ссылки не учитывают ключевого, важнейшего обстоятельства - в синергетических моделях упорядочивающая сила, создающая структуры, существует и действует объективно и неоспоримо. Это сила законов природы, проявления свойств среды и вещества, приводящие к тому, что системы дифференциальных уравнений, описывающих динамику нелинейных систем, имеют при различных начальных условиях множества решений, порождающих различные структуры и траектории фазовых переходов. Выбор конкретной реализации такого процесса зависит от случая - от стремящегося в пределе к нулю по амплитуде произвольного возмущения, задающего начальные условия процессу. Такой процесс становится недетерминированным в том смысле, что приход его к одному из возможных структурированных результатов зависит от сколь угодно малого начального возмущения. Но главное для нас заключается в том, что само структурирование в синергетике происходит не случайно, а совершенно закономерно. Да, путь по которому оно пойдёт, зависит от случайных возмущений. Но без действия объективной упорядочивающей силы структурирования не происходит вообще. Что и наблюдается в системах, где в классической своей интерпретации действует второе начало термодинамики, в частности - в сосуде с идеальным газом. Там, где все состояния системы энергетически равноправны и имеют место случайные флуктуации, там закономерно и необратимо устанавливается в качестве равновесного состояния системы состояние однородного неупорядоченного хаоса элементов. Это судьба не только молекул газа в сосуде, но и последовательностей двоичного кода, подвергаемых случайным мутациям. Если обратиться к рассмотрению трансформаций структур сложных иерархических систем, повергаемых случайным ненаправленным мутациям, мы придём к тем же результатам - любая система под воздействием флуктуаций и при отсутствии воздействия упорядочивающей силы закономерно и необратимо переходит в состояние статистически однородного хаоса собственных элементов, о чём говорилось выше.
Возникновение такого статистически однородного хаоса происходит, в полном соответствии с обобщённой формулировкой второго начала термодинамики, известной как "принцип Больцмана": "Физическая система под воздействием флуктуаций закономерно и необратимо переходит в своё наиболее вероятное макросостояние". В отсутствие упорядочивающих сил, задающих траекторию перехода системы в структурированное состояние, наиболее вероятным макросостоянием оказывается состояние статистически однородного хаоса - макрооднородность, порождаемая потоком всевозможных произвольных микронеоднородностей. Принцип Больцмана в таких условиях детерминирует закономерное и необратимое разрушение структур. В условиях же действия упорядочивающих сил альтернативные направления движения флуктуирующих частиц системы перестают быть энергетически равноправными. В этом случае наиболее вероятными макросостояниями системы становятся состояния, ведущие систему по пути к некоторой упорядоченной структуре, и тот же принцип Больцмана обеспечивает уже не деструктивное разрушение, а структурирование системы. Могут сказать: “Принцип Больцмана вводится для закрытых систем”. Да, принцип Больцмана вводится для изолированных систем. Но не следует делать из самого факта открытости системы фетиш, волшебную палочку, которая автоматически наделяет систему способностями к развитию. Важно не просто констатировать открытость системы, а исследовать – как и чему она открыта, и какие закономерные процессы при этом происходят с системой. И в том случае, когда открытый характер системы не создаёт в ней условий для структурирования, а обеспечивает лишь дополнительный приток энергии для осуществления хаотических флуктуаций частиц, тогда все основания, из которых выводится принцип Больцмана, остаются в силе, и закономерной траекторией системы остаётся движение к хаосу. Рассматриваемая молекулярной биологией модель трансформаций генома под воздействием случайных мутаций полностью соответствует изложенным соображениям. (См. ИНСТИТУТ ЦИТОЛОГИИ И ГЕНЕТИКИ СО РАН, “Лекции по молекулярной биологии” - http://www.bionet.nsc.ru/chair/cib/lektcii/Lecture23Part3.html)
Таким образом, рассматриваемая синергетикой способность материи к недетерминированной самоорганизации под влиянием случайных возмущений не отменяет необходимости присутствия упорядочивающих сил, создающих локальные минимумы потенциальной энергии, как необходимого условия процесса структуризации. Поэтому синергетика не даёт ответа на главный вопрос - вопрос о движущей силе технического и биологического прогресса. Да, в этих процессах функционального усложнения структур нет однозначной детерминированности, да, их траектория может зависеть от сколь угодно малых начальных возмущений. Но где главное - откуда берётся сама траектория к функциональной структуре? В рамках синергетических концепций напрашивается закономерный ответ:
Структурирование любых систем, включая структурирование информационных систем, происходит при условии действия и в присутствии сил, задающих в качестве низкопотенциальных состояний системы состояния структурной упорядоченности.
Когда происходит спонтанное упорядочивание в рамках известных физико-химических процессов, там действуют известные законы природы. Аналогичная сила должна действовать и при структурном упорядочивании информационных систем. Эту силу и предлагается называть разумом и позиционировать её как недостающий фундаментальный закон природы, может быть - самый фундаментальный из этих законов. Совокупное действие законов природы направлено (по факту) на повышение уровня организации материи и имеет антиэнтропийную, структурирующую направленность. Разумное системотворчество может рассматриваться как продолжение на новом уровне физико-химических процессов структурирования материи, что является, возможно, формой проявления метазакона природы, обеспечивающего направленность процессов, происходящих в мироздании на структурирование и системную организацию материи.
Принятие этой точки зрения приводит нас к предположению о возможной обречённости попыток построить какую-либо действующую "техническую модель" разума. Разум строит модели, создаваемых им систем, но сам он, возможно, первичен и нерасчленим на составляющие.
Единственным наблюдаемым нами объективно носителем феномена разума (и эмпирическим доказательством его объективного существования) является человек. Но принятие предложенной выше аксиомы вкупе с изложенным выше подходом к определению разума означает, что в мироздании действуют и внечеловеческие разумные силы. Обладают ли они самосознанием? Аналогии с человеческим разумом позволяют предположить, что способность разума к модельному мышлению и созданию информационных объектов вполне закономерно приводит к осознанности собственных действий и самосознанию. Расширяя иерархическую систему понятий, отражающих состав и взаимодействие объектов материального мира, создавая модель мира, разум, вполне возможно, закономерно приходит к введению в эту модель объекта "Я".
Какой может быть материальная основа для предметной деятельности разума в процессе эволюционного развития биологических систем и реализации приспособительной структурной изменчивости организмов? Как одна из возможных естественно-научных гипотез может быть рассмотрена следующая:
ДНК, по ряду современных материалистических гипотез (Пашутин, Красилов), может накапливать следы жизненной практики поколений особей, реализуя тем самым своеобразный вариант исторической генетической памяти, а квантовые волновые процессы, которые, опять же, по некоторым гипотезам, играют существенную роль в процессах, происходящих и в мозге (Бом, Степп, Хамерофф, Пенроуз), и в ДНК (Гаряев), могут порождать модели реорганизации генома, использующие данные генетической памяти и порождающие в итоге ароморфозы. Таким образом в биосистемах могут происходить при определённых условиях трансформации, аналогичные конструктивным трансформациям сложных программных и технических систем, трансформации, при которых новые белки, ткани, органы появляются не в произвольном месте и не случайно, а именно там, где они могут выполнять свои специфические функции и появляются вкупе с согласованной перестройкой управляющих связей в системе, обеспечивающих прикладную функциональность этим новым элементам. При каких именно условиях эта потенциальная возможность актуализируется? На этот вопрос науке ещё предстоит искать ответ.
Однако описанная выше гипотеза не снимает очень важную проблему - проблему точки отсчёта действия фактора разума в природе. Мы рассматриваем здесь систему взглядов, приводящую к выводу, что без разума эволюция невозможна, а, следовательно - сама длительная эволюция создать генетический разум не могла. Фактор разума должен был действовать уже в отправной точке эволюции. А это - момент зарождения жизни. Значит, можно предположить, что жизнь была создана усилием разума. Но появление белковой жизни имеет определённую физико-химическую основу, которая случайно ли такой оказалась, или опять же была направленно сформирована? Таким образом, в поисках точки начала действия фактора разума в мироздании мы можем дойти до появления самого мироздания и системы физических законов природы.
Не следует отождествлять изложенные взгляды с некими религиозными воззрениями. Они представляются просто наиболее вероятной из доступных естественно-научных гипотез. Принятие предположений о существовании объективной природной силы, направляющей эволюцию природы, не приводит нас к необходимости поклоняться этой силе, частью которой мы сами являемся, не приводят эти выводы и к утверждениям о возможности чьего-либо личного бессмертия. Но, с другой стороны, утверждения всех мировых религий о том, что человек создан разумной волей, с изложенным подходом вполне согласуются.
Каков механизм разумного мышления? Его компоненты известны - отражение, абстрагирование, творческое моделирование. Но это эмпирические характеристики, не раскрывающие механизма процесса. Условно можно допустить, что разумом обладает сверхсложная нейронная сеть, вариантом которой является мозг человека, так как нейронные сети обладают свойством отражать закономерности внешних воздействий. Способность а) произвольно комбинировать абстракции, являющиеся элементами иерархической модели реальности, создавая из комбинаций абстракций модели новых систем; б) соотносить эти модели с существующей в мозге моделью мира и в) руководствоваться в дальнейших итерациях творческого процесса и практических действиях образными впечатлениями от модели взаимодействия воображаемой системы с моделью мира - это и есть основные элементы интуитивного разумного мышления. Достаточно ли для реализации таких процессов сверхсложной сети, основанной на нейронах, как мы сейчас это представляем? Может быть, и нет. Но это сейчас невозможно ни опровергнуть, ни доказать. Но и в случае положительного ответа разум, во-первых, всё-таки оказывается не алгоритмом, а особым свойством определённым образом упорядоченной материи. И остаётся вопрос - какой фактор её именно таким образом когда-то упорядочил. И, во-вторых, нерешённым остаётся вопрос о природе внечеловеческих явлений, попадающих под заявленное определение разума. Возможно, человеческий разум - та же проекция разума иной природы в особый физический материал - органические молекулы, проекция, аналог которой мечтает создать сам человек на кремниевой основе, задаваясь целью создать искусственный интеллект на базе вычислительной машины. Фрактальная “матрёшка” разумного мироздания - человеческий разум, созданный сверхразумом, и сам мечтающий создать искусственный разум.
Важнейшим свойством разума человеческого, непосредственно связанным с его способностью к эволюционному системотворчеству, представляется способность этого разума к использованию семантических языков с расширяемым словарём для описания создаваемых разумом моделей и алгоритмов. Очень символичным представляется в этом контексте утверждение "Вначале было слово..."). Планировать свои действия на основе определённых моделей, создаваемых в мозге, могут, видимо, и высшие животные. Но они не владеют семантическими языками. И как результат - животные интеллектуально статичны. У них не включается механизм культурного и технического эволюционного развития, видимо, прямо связанный со способностью разума использовать расширяемый язык. Способность к системотехническому модельному мышлению автоматически порождает потребность в языковой записи и способность к ней. Не случайно ведь человек создал множество различных языков и письменностей. Проектировщики систем, даже работая в одиночку, закономерно приходят к собственной системе обозначений структурных идей и элементов моделей. Когда они начинают общаться с другими проектировщиками, и те принимают их систему обозначений, рождаются новые языки схем. В частности, сравнительно недавно так появился язык объектно-ориентированного проектирования UML. На семантических языках пишутся и компьютерные программы. Геном, в свою очередь, может рассматриваться как биохимическая программа создания и жизнедеятельности организма. Последовательности генов в ДНК, в таком случае, представляют собой семантический текст, являются информационным объектом. Но начинаются ли информационные объекты в природе именно с живой клетки? Ведь живая клетка - лишь звено в иерархической цепочке повышения уровней организации материи:
Элементарные частицы -> Атомы -> Молекулы -> Химические вещества -> Живая природа -> Цивилизация человека разумного.
Можно предположить, что природа во всех своих проявлениях существует на основе информационных объектов. Вспомним, что свойства материи – это всегда свойства определённых структур, составленных иерархически из элементарных частиц, атомов, молекул, и т.д.. Но, как известно из теории систем (см. “Введение”), структура по свойствам подобна семантической информации – она не зависит жёстко от материала, в котором реализуется, но сама она придаёт материалу принципиально новые свойства. Таким образом, любые свойства материи, являясь, как мы отметили, свойствами определённых структур, могут рассматриваться как результат информационного упорядочивания материи. Существование информационного объекта предполагает существование некоторого интерпретатора его семантики, а первым интерпретатором этой семантики является всегда сам создатель информационного объекта. Для компьютерных программ интерпретатором заложенной в них семантики изначально является создающий их разумный программист, а затем автоматизированная среда исполнения, созданная человеческим разумом - операционная система и процессор. Что является интерпретатором для природных информационных объектов? Их “среда исполнения” - пространственно-временной континуум и система природных законов. Не являются ли они фрактальными аналогами операционной системы и процессора компьютера?
С учётом вышеизложенного можно предположить, что мироздание в целом является информационной системой.
в которой рассматривается вопрос о физической природе "эволюционной силы"
Здесь, чтобы избежать необходимости практически дословного цитирования, рекомендуется воспользоваться ссылкой http://bigmax2.narod.ru/text/Chattch.htm, так как далее будут рассмотрены вопросы, возникающие как по прочтении главы 2, так и статьи У. Хэтчера, на которую сделана ссылка.
Вывод, к которому приходят У. Хэтчер и И. Антонов, о наличии движущей силы эволюции представляется более убедительным и правдоподобным, чем утверждение, что в основе эволюции лежат случайные мутации, фильтруемые естественным отбором.
Основным вопросом, возникающим по принятии такого вывода, является вопрос о природе разумной силы, управляющей эволюцией, - "эволюционной силы" или, называя вещи своими именами, Бога или Мирового Разума.
Из самых общих соображений следует, что носитель этой силы материален, поскольку способность к обработке информации, лежащая в основе любой формы разума, может быть реализована только в системе, то есть в совокупности компонентов, связанных определенной структурой. И именно необходимость наличия структуры исключает нематериальность носителя разума.
В то же время носитель разума должен быть дистанцирован от предмета его деятельности, в рассматриваемом аспекте - от живого. Это значит, что любые формы живого не могут являться компонентами системы, лежащей в основе Мирового Разума, поскольку представляют "продукт труда" этого разума. Равным образом сомнительно, что компонентами системы, являющейся носителем Мирового Разума, могут быть материальные объекты в виде физических тел, поскольку данный вид материи является "предметом труда" для Мирового Разума, исходным материалом для создания известных форм живого.
Таким образом, скорее всего носителем Мирового Разума является структура полей различных взаимодействий, пронизывающих всю Вселенную, тем более что само наличие такой структуры несомненно.
Что касается ограничений на скорость взаимодействия этих полей, налагаемых теорией относительности, они имели бы решающее значение, если бы мы могли утверждать, что нам известно все об этих взаимодействиях.
Единственным условием для признания Мирового Разума в качестве реально действующей силы является обоснование наличия у него способности оказывать влияние на предмет своей деятельности непосредственно, без каких-либо дополнительных "орудий труда". Но и выполнение этого условия не является принципиально невозможным, поскольку и деятельность человеческого мозга сопровождается такими зафиксированными материальными факторами как электромагнитное излучение и изменения характера этого излучения. А материальный фактор, не способный оказывать воздействия на окружающий материальный мир - вещь невозможная по определению.
в которой говорится о плодах деятельности разума
Далее речь пойдет о результатах деятельности разума как такового, без привязки к использованию каких-либо эффекторов - орудий труда.
К убежденности в существовании Бога люди приходят по-разному и совсем не обязательно под влиянием религиозной литературы или людей уже уверовавших. Феномен веры в деятельный Высший Разум сопровождает человечество независимо от времени и географии. Уже одного этого достаточно, чтобы не отмахиваться от него, а попытаться понять, что же за ним стоит.
Варианты обоснования существования Мирового Разума были изложены выше. Кому-то они покажутся убедительным, кому-то - нет. Тем не менее возникает вопрос, а что же дальше?
В каких отношениях с Мировым Разумом состоит разум человеческий?
Основу деятельности любого разума составляет стремление к познанию себя и окружающей действительности. Но представим себе, каковы возможности изолированного человеческого разума в таком познании. Они минимальны и не могут быть расширены без применения любого рода эффекторов и без наличия дополнительного образца такого разума, как предмета изучения. Отсюда вполне логично создание Мировым Разумом разума иной формы, как инструмента познания. Таким образом, посредством человеческого разума Вселенная познает самое себя.
Что происходит после того, как человек приходит к убежденности в существовании Бога?
После того как человек начинает воспринимать Бога как персонифицированный разум у него возникает естественное стремление к общению с этим разумом, для чего он начинает изобретать и применять различные техники такого общения, которые составляют наиболее существенный элемент каждой религии.
И тут очень интересным представляется существование запрета на изображение Бога, присутствующее в различных религиях. Библия требует "не сотворить себе кумира", прямой запрет на изображение Бога содержится в Коране. Таким образом, если принять, что постулаты Библии и Корана были получены вследствие откровений, то есть прямых контактов с Мировым Разумом, то следует признать, что запрет на изображение Бога в каком бы то ни было виде исходит от Него самого. Но почему?
Возможно ли создать изображение Бога, если основу Его составляет в принципе не представимая в целом структура, объединяющая чаще всего не воспринимаемые человеческими органами чувств формы материи? Вопрос, очевидно, риторический. Но к чему приводит изображение Его в любой форме?
Ответ на этот вопрос может быть найден на пути признания разума самодостаточным деятельным фактором, признания того, что мыслеформы, создаваемые тем же человеческим разумом суть материальны. Другими словами, представляя себе нечто в виде определенного образа, мы уже создаем это нечто пусть не в телесном, но материальном виде. Материальность же создаваемой мыслеформы предполагает наличие у нее определенной структуры, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Таким образом, обращение к Богу в виде любого Его изображения ведет к материализации этого изображения, а значит к созданию сущности ложной, не имеющей к Богу никакого отношения.
Интересно, что на христианских иконах нет изображения Бога-отца, существуют лишь изображения Бога-сына - Христа и Бога-Святого Духа в виде голубя, то есть, скорее, не изображения, а религиозного символа.
Христос же изображается и представляется верующими как конкретная личность, чем в русле сделанных предположений можно объяснить встречающиеся описания явлений образов Христа.
Чаще всего в молитвах верующие обращаются к конкретным святым - когда-то реально существовавшим личностям, изображениями которых являются многочисленные иконы. К таким личностям относится и Богородица - земная мать Христа. Убежденность в реальности этих личностей, их представимость, делают материализацию этих образов более, если так можно выразиться, вещественной, чем и могут быть объяснены многочисленные свидетельства о явлениях святых и Богородицы.
Примечательно, что православная церковь рекомендует соблюдать определенную иерархию в молитвенных обращениях и обращаться с просьбами не сразу непосредственно к Богу, а к тем святым, которые "могут разрешить" данную ситуацию. Возможно такой подход объясняется тем, что общение с Мировым Разумом и с мыслеформами святых требует разного уровня подготовки сознания молящегося.
Вследствие своей материальности являющиеся образы могут оказывать воздействие на привычный нам материальный мир.
Допущение о материальности производимых человеческим разумом мыслеформ позволяет положить его в основу таких явлений, как мироточение икон и мощей святых, самообновление икон, схождение Небесного Огня, словом всего того, что называется религиозными чудесами. Все их случаи - это результат влияния материализованных мыслеформ на воспринимаемую нами действительность. Наблюдаемый же в настоящее время всплеск случаев мироточения икон получает свое объяснение в росте числа обращающихся к ним с молитвой.
Случаи непосредственного сотворения чудес реально существующими людьми также могут быть объяснены их абсолютной верой, абсолютной убежденностью в существовании Бога как Мирового Разума, которая модифицирует сознание этих людей таким образом, что позволяет им подключаться непосредственно к нему и делает их проводниками влияния этого разума.
В отличие от христианства в буддизме практикуется достижение общения с Мировым Разумом путем реализации непосредственного с ним контакта через подготовку сознания - преображение сознания путем медитации. В этом плане интересен вопрос, наблюдаются ли в этой религии явления каких-либо мыслеформ, материализованных в результате данной религиозной практики.
Этот же вопрос стоит и в случае ислама, но здесь он еще более интересен тем, что ислам помимо запрета на изображение Бога и святых не предусматривает и медитационных технологий
Если считать, что постулаты разных религиозных учений получены в результате откровений - непосредственного контакта с Мировым разумом - то результаты этих откровений могут показаться весьма скромными. В случае Ветхого Завета они могут быть сведены к десяти заповедям, а в случае Нового Завета - к Нагорной проповеди.
Но Мировой Разум создал человека "по образу и подобию своему" - разумным, наделенным свободой воли, стремлением к познанию и способностью творить непосредственно силой своего разума. Что он может дать человеку еще, кроме пожелания хранить себя и окружающий мир? Не к этому ли сводится смысл десяти заповедей и Нагорной проповеди?
Выполняем ли мы эти пожелания? Вопрос риторический… А это значит, что человек противостоит целям Мирового Разума. Каким обязан быть исход такого противостояния?
Допущение о существовании материализованных мыслеформ приводит к выводу о материальности всех богов, известных в человеческой истории. Единственным условием их существования становится наличие верующих в них. А тогда под язычеством следует понимать неприятие существования единого Мирового Разума, и создание квазибогов на пути материализации их мыслеформ. Видимо, неосознанное понимание этого и лежит в неприятии язычества тем же христианством.
Существование пантеона христианских святых вообще и православных в частности имеет следствием существование субкультуры как их мыслеформ, так и мыслеформ им сопутствующих, как то материальных мыслеформ Ада, Рая, Чистилища и других.
Обращаясь к образам святых, верующие видят в них воплощение определенных личностных качеств, в основе своей положительных, таким образом наделяя их мыслеформы этими качествами. В соответствии с этими качествами материализованные мыслеформы влияют на наш мир, в результате чего образуется единая культура как результат синтеза двух составляющих - материальной в привычном понятии и созданной ею совокупности материализованных мыслеформ. А отсюда следует, что разрушение этой единой культуры на любом уровне - материальном или духовном может иметь только плачевные последствия.
Сказанное напрямую относится к попыткам того, что сейчас называется сектами, разрушить сложившуюся культуру православия.
В качестве заключения можно сказать, что мир, в котором мы живем, образован совокупностью многих реальностей. Одна из них - это привычная нам реальность, включающая нас самих. Другие - такие как реальность Мирового Разума и реальность созданных и продолжающих непрерывно создаваться нами мыслеформ - доступны нашему восприятию в отдельных их проявлениях, но от этого они не перестают быть материальными и действенными.
2003 г.